Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ренан жозеф эрнест

Энциклопедический словарь

Рена́н Жозеф Эрнест (Renan) (1823-1892), французский писатель, историк религии, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1860). В «Жизни Иисуса» (кн. 1-8, 1863-68; наиболее популярна была 1-я книга - «История происхождения христианства») изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником, пытался рационализировать всё сверхъестественное, что вызывало резкий отпор официальных церковных кругов. Труды по востоковедению, философские драмы (1880-е гг.).

* * *

РЕНАН Жозеф Эрнест - РЕНА́Н (Renan) Жозеф Эрнест (1823-92), французский писатель, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1860). В «Истории происхождения христианства» (кн. 1-8, 1863-83) изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником. Критикуя Библию, пытался рационализировать все сверхъестественное. Труды по востоковедению, философские драмы.

Энциклопедия Кольера

РЕНАН Жозеф Эрнест (Renan, Ernest)

ЭРНЕСТ РЕНАН

ЭРНЕСТ РЕНАН

(1823-1892), французский историк и философ. Жозеф Эрнест Ренан родился 27 февраля 1823 в Трегье (Бретань). Намереваясь стать священником, Ренан поступил в малую семинарию в Париже, а затем в большую семинарию св. Сульпиция. В 1845, когда он утратил веру, он оставил семинарию и продолжил образование в Сорбонне. Этот беспокойный период своей жизни Ренан описал в Воспоминаниях детства и юности (Souvenirs d'enfance et de jeunesse, 1883), где есть знаменитый пассаж, получивший название "молитвы на Акрополе". В 1848 он написал книгу Будущность науки (L'Avenir de la Science, опубл. в 1890), в которой провозглашается вера в науку: "Наука есть религия... лишь наука способна разрешить все проблемы и со временем она заменит религию". В 1850 он был назначен библиотекарем Национальной библиотеки, а в 1860 возглавил археологическую экспедицию в Палестину. К этому времени Ренан сделался авторитетным специалистом по восточным языкам и по истории религий. В 1852 он защитил докторскую диссертацию на тему "Аверроэс и аверроизм". В 8-томной Истории происхождения христианства (Histoire des origins du Christianisme, 1863-1883) он развивает свою позицию рационалистической критики, особенно ярко - в первом томе Жизнь Иисуса (Vie de Jsus, 1863) при объяснении чудес, сотворенных Иисусом. В этом труде, с момента публикации вызвавшей скандал среди французских католиков, автор относится к личности Иисуса не без симпатии. Менее благосклонен Ренан к апостолу Павлу (Св. Павел, Saint Paul, 1869), не скрывая пренебрежительного отношения к нему и возлагая на него ответственность за то, что христианство отошло от кроткого учения Иисуса. В 1862 Ренана назначили профессором еврейского языка в Коллеж де Франс, через год он был уволен из-за своих еретических взглядов, но после падения Наполеона III вновь занял кафедру (1871). В конце жизни Ренан относился к науке без прежнего энтузиазма. Он уже не был уверен, что наука сможет найти решение всех проблем, и этот скептицизм проявился в его Философских диалогах и фрагментах (Dialogues et fragments philosophiques, 1876). Здесь снова подтверждаются пантеистические концепции Ренана, почерпнутые им в немецкой философии, особенно в трудах Гегеля. Бог у Ренана - не личный Бог, это Бог, пребывающий - подобно самому миру - в становлении. "Философские драмы" Священник из Неми (Le Prtre de Nmi, 1885) и Жуарская настоятельница (L'Abesse de Jouarre, 1886) вносят чувственную струю в атмосферу скептицизма, характерную для Ренана. Интеллектуальная и моральная реформа Франции (Rforme intellectuelle et morale de la France, 1872) представляет собой важный документ, позволяющий судить о политических теориях Ренана. В этой работе он проявляет себя как консерватор, сторонник монархии, противник всеобщего избирательного права, готовый, однако, согласиться со справедливой республикой. Ренан оказал большое влияние на поколение 1870-х годов.

Умер Ренан в Париже 2 октября 1892.

ЛИТЕРАТУРА

Ренан Э. Апостол Павел. М., 1991 Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991 Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. Ярославль, 1991 Ренан Э. Христианская церковь. Царствование Адриана и Антонина Благочестивого. Ярославль, 1991 Ренан Э. Апостолы. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Полезные сервисы